В соответствии с положениями пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подпункта «с» пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также с учётом требований статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уголовные, гражданские, административные дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел. Судопроизводство в судах осуществляется в разумные сроки.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 2007 года № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» обращает внимание судов на то, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, сроки рассмотрения дел являются важной составляющей отправления правосудия, показателем соблюдения правил судопроизводства, уровня защиты прав и законных интересов граждан. Мировыми судьями, а также председателями районных, городских судов Оренбургской области осуществляется контроль за соблюдением процессуальных сроков рассмотрения дел, принимаются меры для обеспечения своевременного их разрешения, проводятся мероприятия, направленные на устранение причин, порождающих неоправданное затягивание сроков судопроизводства. Оренбургским областным судом также ведётся постоянный контроль за сроками и длительностью рассмотрения дел в судах с еженедельным мониторингом соответствующих дел.
Понятие разумного срока судебного разбирательства также является собирательным определением и включает в себя все стадии рассмотрения дела по существу – с момента поступления в суд иска или дела и до момента вынесения судебного решения. Данный период включает в себя срок на проведение экспертизы и срок, на который дело может быть приостановлено.
Отсутствие прямого нормативного закрепления разумного срока судебного разбирательства по существу в судах первой инстанции является причинами нарушения разумных сроков, уменьшения значения своевременного рассмотрения и разрешения дела в суде и нарушения права граждан на доступ к правосудию.
Конкретизация оценочных норм процессуального права способствовала бы качественному развитию данного правового института и положительной динамике совершенствования внутригосударственных механизмов защиты права на судопроизводство в разумный срок.
На сроки осуществления судопроизводства негативное влияние оказывают и такие факторы, как высокая нагрузка на судей, длительность прохождения судебных извещений о времени и месте судебного заседания, неявка участников процесса в судебные заседания без уважительных причин, ненадлежащий уровень исполнения постановлений и определений судей о приводе лиц по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Переходя к вопросу о сроках рассмотрения уголовных дел, полагаю необходимым обратить внимание на следующее.
Мировыми судьями Оренбургской области в 2024 году рассмотрено 2497 уголовных дел, в 2023 году было рассмотрено 3156 дел.
Дел с нарушением сроков рассмотрения по итогам 2023-2024 годов не имеется.
Особенность производства по уголовному делу, подсудному мировому судье, в отличие от производства по делам в федеральных судах, согласно положениям части 2 статьи 321 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, состоит в том, что судебное разбирательство должно быть начато не ранее 3 и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела.
По уголовным делам в основном на сроки осуществления судопроизводства негативное влияние оказывают такие факторы, как высокая нагрузка на судей, ненадлежащее качество дознания и предварительного следствия по уголовным делам, в результате чего суд назначает проведение судебных экспертиз, а также неявка участников процесса ввиду болезни и по иным уважительным причинам. Также на сроки рассмотрения дел существенное влияние оказывает уклонение участников процесса от явки в судебные заседания без уважительных причин, ненадлежащее исполнение постановлений о принудительном приводе лиц. По-прежнему имеет место применение не во всех случаях мировыми судьями положений статьи 117 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, причинами длительного рассмотрения уголовных дел являются и недостатки в работе мировых судей, связанные с ненадлежащей организацией судебного процесса, недостаточное изучение материалов уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию, несвоевременное назначение по делу судебной экспертизы, необоснованное отложение рассмотрения уголовных дел на длительное время, непринятие своевременных и действенных мер к не являющимся в судебные заседания участникам судопроизводства, а также к нарушающим избранную меру пресечения подсудимым. Также не всегда мировые судьи при рассмотрении уголовных дел и при наличии к тому оснований применяют меры процессуального реагирования в виде денежного взыскания в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальной обязанности являться по вызовам в суд, при установленных нарушениях, влияющих на нарушение разумных сроков рассмотрения дела.
Следует принимать меры по более эффективной организации процессов, в необходимых случаях увеличить количество проводимых судебных заседаний по делу в неделю, объем выполняемых за судебные заседания процессуальных действий, заранее составлять графики проведения судебных заседаний по делам, рассмотрение которых затягивается по различным причинам.
По срокам рассмотрения гражданских дел также необходимо отметить некоторые основные моменты.
Так, мировыми судьями области за 2024 год рассмотрено 486953 гражданских дела, за 2023 год – 478006 дел.
Дел с нарушением сроков рассмотрения по итогам 2023-2024 годов не имеется.
Дела приказного производства составляют подавляющее большинство дел, рассмотренных мировыми судьями. Однако по гражданским делам искового производства имеются проблемы, связанные с длительностью их рассмотрения.
В соответствии с частью 1 статьи 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела рассматриваются и разрешаются мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
В силу части 4.1 этой же статьи срок, на который судебное разбирательство было отложено в целях примирения сторон, не включается в сроки рассмотрения дел, установленные настоящей статьей, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.
На основании части 5 данной статьи срок, на который исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения дела, установленный частью первой настоящей статьи, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.
Частью 3 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы установленных настоящим Кодексом сроков рассмотрения и разрешения дел.
Согласно части 3 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение срока рассмотрения дела, предусмотренного настоящим Кодексом, начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия.
На основании части 1 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
В соответствии с частью 2 статьи 42 этого же Кодекса при вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится с самого начала.
Названные выше нормы позволяют соблюсти сроки рассмотрения гражданских дел, однако в отдельных случаях при этом общий срок рассмотрения дел затягивается, что приводит к необоснованной длительности их рассмотрения.
Подготовка дела проводится не всегда надлежащим образом, без выполнения в полной мере всех необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии судебного процесса.
Согласно части 1 статьи 153 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Мировыми судьями при разрешении споров не всегда принимаются достаточные меры к сокращению сроков нахождения дел в их производстве, не всегда проводится надлежащая подготовка дел к судебному разбирательству, что является основной причиной длительного нахождения дел в производстве.
В целях правильного и своевременного рассмотрения гражданских дел, а также с учетом задач подготовки дел к судебному разбирательству, указанных в статье 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судьи обязаны соблюдать положения статьи 147 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о подготовке дела к судебному разбирательству, выполняя в полном объеме необходимые для каждого конкретного дела действия, предусмотренные статьей 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также иные процессуальные действия.
Кроме того, причиной длительного рассмотрения дел является несвоевременное привлечение к участию в деле третьих лиц и соответчиков, в то время как необходимость совершения указанных действий зачастую следует из существа иска и приложенных к нему документов.
Одной из причин длительного нахождения гражданских дел в производстве является несвоевременное назначение по делу экспертиз, необходимость назначения которых очевидна уже при принятии иска к производству суда, при назначении судебных экспертиз затягиваются сроки направления дел экспертам для производства экспертизы, при назначении судебных экспертиз с экспертными учреждениями не согласовываются сроки проведения экспертиз, при этом некоторые экспертные учреждения в силу большой загруженности не могут провести экспертизу в сроки, установленные судом, а также возникают сложности с правильной постановкой судом вопросов, подлежащих разрешению экспертами.
Необходимо отметить, что в случаях обжалования стороной по делу определения о назначении по делу судебной экспертизы необходимо выделять материал для направления дела в апелляционную инстанцию, а не направлять материалы дела в полном объеме, чтобы обжалование таких определений не препятствовало возможности направления гражданского дела сразу в экспертное учреждение для проведения исследования. В пункте 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», разъяснено, что при подаче частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, которым производство по делу не завершено, а само дело еще не разрешено по существу в суде первой инстанции (например, на определения об обеспечении иска, об отказе в обеспечении доказательств и т.д.), в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в суд апелляционной инстанции может быть направлен вместе с описью всех имеющихся в деле документов сформированный по частной жалобе, представлению прокурора материал, состоящий из оригинала частной жалобы или представления прокурора и подлинника обжалуемого определения суда первой инстанции, а также из заверенных судом первой инстанции необходимых для их рассмотрения копий документов.
Мировым судьям необходимо осуществлять постоянный контроль по делам, по которым производство приостановлено, своевременно запрашивать необходимую информацию о ходе проведения экспертиз, а также по другим обстоятельствам, послужившим основанием для приостановления производства по делу.
Что касается сроков рассмотрения административных дел, данная категория дел среди рассматриваемых мировыми судьями на практике не вызывает каких-либо проблем и сложностей.
Мировыми судьями области за 2024 год рассмотрено 33176 административных дел, за 2023 год было рассмотрено – 6489 дел.
Дел с нарушением сроков рассмотрения по итогам 2023-2024 годов не имеется.
Следует отметить, что мировыми судьями рассматривается лишь одна категория административных дел – о взыскании обязательных платежей и санкций, с вынесением только судебных приказов, что не влечет длительности или нарушения сроков рассмотрения дел указанной категории.
О сроках рассмотрения дел об административных правонарушениях необходимо отметить следующее.
Дел об административных правонарушениях в 2024 году рассмотрено мировыми судьями – 82294, в 2023 году рассмотрено 90531 дело.
Дел с нарушением сроков рассмотрения по итогам 2023-2024 годов не имеется.
Согласно части 1.1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В соответствии с частью 2 этой же статьи в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья выносит мотивированное определение.
Частью 3 указанной статьи установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
В силу части 4 данной статьи дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Положения части 2 названной нормы не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более трех месяцев со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Не следует забывать и о сроках давности привлечения лиц к административной ответственности, которые по многим категориям дел составляют 90 суток со дня совершения правонарушения, при этом необоснованное отложение рассмотрения дел может в итоге привести к прекращению производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем причинами длительного нахождения дел об административных правонарушениях в производстве являются чаще всего ненадлежащее извещение участников процесса; неявка лица, в отношении которого ведется производство по делу, его защитника, потерпевшего, свидетелей в судебное заседание; необходимость направления запросов, а также назначения судебных экспертиз.
В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу. Судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судьей обязательным; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается судьей исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.
Статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен перечень вопросов, которые необходимо разрешить судьей при подготовке дела к судебному разбирательству.
На данной стадии необходимо также своевременно истребовать доказательства, направлять запросы, принимать меры к надлежащему извещению участников процесса, вызову свидетелей.
Подготовку к рассмотрению дела необходимо проводить в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Подводя итоги, следует обратить внимание, что в целях обеспечения соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел и сокращения сроков их рассмотрения, необходимо принимать надлежащие меры по организации рассмотрения дел в установленные законом сроки, не допускать необоснованного отложения судебных разбирательств, исключить отложение разбирательства дела в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, несвоевременное решение вопросов о привлечении к участию в деле лиц, чьи права могут быть затронуты вынесенным решением, и назначения экспертиз, назначение срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за пределы установленных процессуальным законом сроков рассмотрения и разрешения дел в отсутствие оснований, предусмотренных частью 3 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; осуществлять надлежащую подготовку гражданских дел к судебному разбирательству; контролировать сроки проведения экспертизы, установленные определением суда; осуществлять контроль по делам, производство по которым приостановлено по другим основаниям.
Следует также применять наложение денежного взыскания в порядке ст. 117 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на участников уголовного судопроизводства в случаях неисполнения ими процессуальных обязанностей по явке в суд. Необходимо обращать внимание руководителей адвокатских палат, территориальных органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов в случаях: отложения судебного разбирательства по причине неявки адвокатов, свидетелей, потерпевших в судебные заседания без уважительных причин; несвоевременной доставки в суд подсудимых, содержащихся под стражей; неисполнения постановлений, определений судьи о приводе лиц.
Необходимо также принимать меры по устранению названных выше ошибок в применении законодательства о процессуальных сроках рассмотрения дел, влекущих увеличение сроков судебного разбирательства дел.